православные знакомства Светелка

Святой Косма Этолийский

Святой Косма ЭтолийскийСей воистину человек Божий, учитель и проповедник, Косма, был родом из Этолии (1), из небольшого селения Мегало Дендро. Сын благочестивых родителей, он был воспитан и наставлен ими по апостольскому слову, в наказании и учении Господни (Еф. 6, 4).

В двадцатилетнем возрасте он стал обучаться грамматике под руководством архидиакона Анании Дервишиана.

Так как в то время в великой славе находилось ватопедское училище (2) на Святой Горе Афон, Косма со многими своими соучениками решил продолжить там свое обучение. Там завершил он изучение грамматики под руководством учителя Панайотиса Паламы, а потом выслушал и логику от учителя Николая Царцулиса из Мецовы, который с ученейшем Евгением (3) управлял тамошним училищим. Еще нося мирское имя Констант, праведный и в мирской одежде уже украшал себя благолепием монашеского образа, не щадил своих сил и трудов и приучал себя к совершенному подвижничеству.

Но вот это славное и знаменитое училище покинули учителя, оно снова опустело и пришло в упадок. Добрый Констант, удалившись оттуда, прибыл в святую обитель Филофееву.

Там он принял монашеский постриг и с великим усердием преуспевал в иноческой жизни. Вскоре же, когда обители понадобился священник, по единодушному убеждение и прошению отцов он был рукоположен в иеромонахи.

Еще будучи мирянином, блаженный издавна имел в сердце своем сильное желание всем тем, чему учился, послужить на пользу братии своих христиан. Святой Косма Этолийский Косма был подлинным христианином — боль за соотечественников, забота о ближнем заставили его посвятить себя просветительскому служению, которое впоследствии стало для него смыслом жизни: “И вот слово, сказанное Господом нашим Иисусом Христом о том, что христианин — будь то мужчина или женщина — должен заботиться не только о своем спасении, но равным способом должен печься и о том, чтобы не впали в грех его братья.

Он часто говорил: какую великую нужду в Божием слове имеют братия мои, христиане, поэтому ученые люди должны стремиться не в господские дома, не ко дворам вельмож, не для богатства и почестей расточать свою ученость, но чтобы приобрести Небесную награду и неувядающую славу, более всего стремиться учить простой народ, живущий в великом невежестве и грубости” (4).

Однако, при всем своем желании, при всей пламенной ревности о пользе братии, горевшей в его сердце, он представлял и всю трудность дела апостольской проповеди и, как муж смиренномудрый и скромный, не отважился начать это предприятие, руководствуясь исключительно собственным желанием, не уразумев прежде Божия на то изволения. Желая узнать, угодно ли это намерение Богу, он открыл Божественное Писание и чудесным образом тотчас встретил апостольское изречение: Никтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо (1 Кор.10, 24), то есть: пусть каждый ищет не того, что полезно для него самого, но что принесло бы пользу его брату.

Он рассказал о своем намерении духовным лицам и, получив от них позволение, прибыл в Константинополь для свидания с родным своим братом Хрисанфом, у которого стал учиться ораторскому искусству. Здесь открыл он мысль свою благословенным архиереям и учителем, и, слыша, что все как один они побуждают его приступить к выполнению этого дела Божиего, он взял благословение у патриарха Серафима. (5)

Так блаженный Косма начал проповедовать Евангелие сперва в окрестностях Константинополя, потом же отправился в Навпакт, в Врахохори, в Месолонги и в другие места, а отгуда вновь прибыл в Царьград. Испросив совета у тогдашнего патриарха Софрония и снова получив от него дозволение и благословение, он начал еще более пламенно, ревносгно и самоотверженно проповедовать слово Божие.

Обошел почти все Додеканезские острова и, научив христиан приносить покаяние и творить дела богоугодные, в 1775 году возвратился на Святую Гору. Посещая тамошние монастыри и скиты, он говорил поучения отцам и посвятил какое-то время чтений: святоотеческих книг. Но так как его сердце было преисполнено любви к христианам и стремления помочь своим братиям (Косма сам неоднократно говорил об этом многим отцам), он не мог больше медлить.

Удалившись со Святой Горы, он начал проповедь с окрестных селений и продолжил ее в Салониках, Верии и но всей Македонии, прошел области Химару, Акарнанию, Этолию до самой Арты и Превезы, а отгуда отплыл на острова — Святую Мавру и Кефалонию (6). Куда бы ни приходил блаженный, везде было великое стечение христиан, которые с умилением и благоговением внимали сладости словес его, а это сопровождалось исправлением нравов и духовной пользой (7).

Учение его, подобно учению сяятых рыбаков (апостолов), было весьма просто, спокойно и благостно, чем и доказывалось несомненно, что оно исполнено благодати кроткого Утешителя — Святого Духа. Особенный же успех учение этого священного учителя имело на острове Кефалония, где и произвело великий душеполезный плод.

Между тем Господь споспешествовал ему свыше, утверждая слово его знамениями и чудесами, как утверждал некогда проповедь Своих апостолов. На острове том жил бедный портной, у которого с давних пор правая рука была суха и парализована. Придя к святому, этот мастеровой попросил исцелить его. Блаженный дал ему следующий совет: чтобы он пришел и со вниманием послушал его проповедь, и тогда Господь умилосердится над ним. Сухорукий бедняк послушался этого совета и, едва выслушал проповедь святого, на другой день совершенно исцелился.

Другой расслабленный, услышав о таком необычайном случае, велел, чтобы во время проповеди блаженного приносили его туда на одре, и через несколько дней стал совершенно здоров, славя Бога и благодаря святого. И в крепости Асс был один знатный человек, страдавший жестоким недугом, — он с давних лет был почти совершенно лишен слуха. С благоговением и верой он пришел на место, где учил святой, вдруг стал ясно слышать и с того времени совершенно исцелился от своей болезни.

В Кефалонии есть селение, называемое Куруни. Однажды летом святой проходил через это селение и внезапно на пути ощутил жажду. Он попросил воды из находившегося там колодца; жители же говорили, что в колодце воды нет, но ради послушания пошли, достали со дна колодца немного грязи и земли с водою и принесли ее. Святой, взяв ее в уста свои, испил немного, и с того времени тот колодец, к удивлению жителей, стал источать чистую воду и всегда был ею полон, зимой и летом. Он даже стал целебным при многих недугах.

Из-за множества народа, не вмещавшегося ни в какой церкви, Косме приходилось проповедовать вне селений, в поле. Косма, не имея возможности посетить все селения лично, обычно учил местных жителей в “кефалохори” — центральном селе района. На проповедь туда стекались люди из небольших или труднодоступных соседних деревень.

Поэтому он имел обыкновение заранее объявлять, где хотел бы остановиться и говорить свою проповедь (8); в том месте ставили большой деревянный крест (9), у его подножия — скамью, на которую Косма всходил и учил (говорят, что эта скамья была сделана по приказу самого Курт-паши). По окончании же проповеди Косма брал скамью с собой, а крест оставлял на месте во всегдашнее напоминание о своей проповеди. Там, где были поставлены эти кресты, Господь явил впоследствии множество чудес. Так, среди аргостолького базара, на том же острове Кефалония, у одного креста, оставленного святым, открылся чудесный источник, не оскудевающий и поныне.

С Кефалонии, в сопровождении более десяти судов, наполненных благочестивыми кефалонянами, блаженный переправился на остров Закинф. Но здесь обстоятельства были против святого Космы (10). Он проповедовал там недолго и вновь отправился на Кефалонию, пошел в Корифы, где хорошо был принят всеми, особенно же тамошним князем. Оттуда Косма перешел на материк в Албанию, в селение, называемое “Сорок святых”, и там стал учить христиан, посещая те края, где люди были темны и невежественны, предавались множеству худых дел — убийствам, воровству и тысячам других беззаконий — и своими пороками постепенно становились хуже нечестивых.

Ясно: благочестие и христианская жизнь могли там вот-вот исчезнуть. В таких свирепых и огрубевших христианских сердцах праведный Косма сеял семя слова Христова и при содействии Божией благодати стяжал много великих плодов: свирепых соделал кроткими, разбойников — добрыми, безжалостных и жестоких — милосердными, неблагоговейных — благоговейными, невежественных и непонимавших ничего Божественного побудил ходить к святым службам — одним словом, закосневших в грехах привел к искреннему и глубокому покаянию и исправлению. Недаром все стали говорить, что в их время явился новый апостол.

Повсюду посредством учения святого и по его наставлениям, как а больших так и в малых селениях, открывались школы (11), в которых дети бесплатно обучались священным письменам, а значит, утверждались в вере и благочестии, начиная новую добродетельную жизнь (12). Убежденные святым, богатые купили более четырех тысяч больших медных купелей (по двенадцать грошей за каждую (13) и раздали их по церквам для благоприличного крещения христианских детей.

Всех имевших финансовые средства и возможности Косма побуждал покупать святоотеческую литературу, христианские поучения, четки, малые кресты, головные покрывала и гребни. Книги раздавал он в подарок тем, кто знал грамоту или обещал учиться; платками (которых было куплено свыше сорока тысяч) наделял женщин, чтобы они ходили с покрытыми гадавши; гребни давал людям, обещавшим не брить волос на голове (14) и жить добродетельно; четки и кресты, которых было куплено более пятидесяти тысяч (15), раздавал простому народу, прося всех молиться за жертвователей.

Блаженного Косму сопровождали до сорока или пятидесяти иереев. Когда он намеревался из одной области перейти в другую, то приказывал христианам прежде всего исповедоваться, поститься, совершать бдение при множестве горящих свечей.

Для этого у него были устроены деревянные подсвечники, на каждом из которых можно было поставить до ста свечей; подсвечники эти разбирались, и он переносил их с собой с одного места на другое. Свечи же он раздавал всем даром. Затем иереи совершали освящение елея. Все христиане были помазуемы. В заключение же Косьма говорил проповедь. А так как народ следовал за ним во множестве, он с вечера приказывал готовить несколько мешков с хлебом и котлов с вареной пшеницей. Все могли пользоваться приготовленной пищей и молились за живых и умерших.

В Албании, как и в других местах, Бог совершил через блаженного много чудес. Один турецкий чиновник, побуждаемый то ли иудеями, то ли бесом, возымел такую ненависть к святому, что однажды, сев на коня, пустился за ним вскачь с намерением догнать и причинить ему зло; но конь на скаку сбросил турка на землю, и тот расшиб себе правую ногу. Возвратясь домой, турок узнал, что сын его умер. Турок раскаялся, послал святому письмо с просьбой о прощении.

Первые аги из филиатов отправились посмотреть на святого и послушать его проповедь. Так как было лето, они остановились на ночлег среди поля. Вдруг, еще затемно, они увидели на небе свет, который подобно облаку покрывал место, где пребывал святой. Они поспешили рассказать об этом христианам. Утром они пришли к святому и просили его не только устами, но и от всего сердца помолиться о них.

Некий чиновный турок из Каввеи страдал хронической болезнью почек. Услышав о святом, он послал своего раба пригласить Косму, чтобы тот пришел и помолился о нем: больной надеялся, что по молитве святого Бог исцелит его. Святой не соглашался идти, говоря, что человек тот грешный. Тогда турок прислал раба с сосудом воды, прося святого благословить воду. Видя удивительное благоговение турка, праведный Косма дал ему две заповеди: не пить водки и раздать бедным десятую часть своего богатства. Когда турок обещал исполнить это, Косма благословил воду. Больной стал ее пить и в течение сорока дней совершенно исцелился, а после этого стал подавать великие милостыни.

Некий турок владел местом, называемым Лукуриси, напротив Фанари. Увидев крест, поставленный святым, турок взял его и понес к себе в дом: он вознамерился сделать из него две ножки для кровати в сторожке своего виноградника. И вдруг — турок испытал какое-то страшное потрясение: он не в силах был устоять на ногах, упал на землю и долгое время бился, источая пену и скрежеща зубами, словно бесноватый. Наконец его подняли двое, проходившие мимо.

Когда турок пришел в себя, он сразу понял, что пострадал от Божия гнева за дерзкое намерение взять и унести Честной Крест. Он пошел и поставил его на том же месте, где он стоял прежде, и каждый день приходил и благоговейно к нему прикладывался. Впоследствии, когда священный учитель Косма вновь посетил эти края, турок пришел к нему на поклонение, в присутствии всех рассказал о происшедшем и смиренно просил прощения.

Святой обличал женщин, носивших дорогие наряды и украшения, в своих поучениях убеждал их отказаться от роскоши. Некоторые женщины стали носить простые черные одежды. У одной богатой женщины, жившей в Корице, был сын, голову которого она украшала монетами и другими излишествами. Святой неоднократно советовал ей, если она хочет, чтобы сын ее был жив, раздать все эти уборы и наряды бедным детям, но женщина не слушала советов. Наконец Косма сказал ей: если не снимешь с ребенка украшений, то вскоре лишишься его. Она и в этот раз не повиновалась святому, а на следующий день нашла сына своего в постели мертвым и тогда только поняла, что Господь наказал ее за непослушание.

Куда бы ни приходил святой, везде он учил христиан не устраивать по воскресным дням торгов, не заниматься работами, но ходить в церковь и слушать там святую службу и слово Божие. Тех же, кто не слушался святого, Бог вразумлял, посылая различные наказания. Так, в местечке, называемом Халкида, в часе езды от города Арта, некий купец осмелился торговать в воскресный день, и вдруг у него отнялась рука. Через несколько дней после того как он пришел к святому и испросил у него прощение за свой грех, он совершенно исцелился.

Подобным же образом в Парге один ремесленник захотел в воскресенье продать свою работу, и что же? Руку его парализовало. Но, исповедав свой грех святому и выслушав от него наставление, он вместе с прощением получил и исцеление руки. В Ксиромере одна женщина решила поставить тесто в воскресенье, но когда вынула хлеб из печи, обнаружила, что он весь такой красный, словно замешан на крови. В ужасе она припала к ногам святого, и тот даровал ей прощение.

В деревне Селдза, близ города Касторья, некая женщина имела почтение и благоговение к святому. Как-то она взяла воду, которой тот умылся, и сохранила ее в стеклянном сосуде. И вдруг произошло чудо: о сосуде выросло растение, у которого было только два листа; оно стало быстро набирать высоту и вскоре достигло размеров сосуда. Оно плавало в воде и, надо сказать, совсем не имело корня, не меняло своего цвета и не засыхало в течение года, так что все могли с удивлением и благоговением наблюдать за ним. С водой же, взятой из этого сосуда, связано много исцелений. Господь совершил еще великое множество чудес через Своего угодника.

Блаженный Косма в поучениях своих много раз ясно говорил, что был призван на евангельскую проповедь Самим Иисусом Христом и что из любви к Господу прольет кровь свою. Наконец предсказание его приблизилось к исполнению. Произошло это следующим образом.

Равноапостольный сей учитель пи в Фессалии, ни в Кастории, ни в Янине, ни в других местах, где проживали иудеи, никогда не отверзал уст своих против них, но только учил христиан хранить правду, жить по-христиански и принять власть, данную Богом. Сами албанцы, приходя туда, где учил Косма, слышали это и провозглашали его человеком Божиим. Посему и Курт-паша, когда дошла до него эта добрая молва, потребовал святого к себе.

Беседа свято-го столь понравилась наше, что саму скамейку, которую имел обыкновение носить с собой святой, паша велел оббить бархатом. Но как в предшествующие века лукавый род христоненавистников-иудеев обнаруживал свою крайнюю злобу на христиан, так и теперь жившие в Янине богоненавистники, не терпя того, что проповедуются вера и Евангелие Иисуса Христа, наговорили паше, будто бы праведный Косма подослан обольщать турецких подданных приглашением их в Россию. Но Божий Промысл на этот раз сохранил Косму от смертоносного навета. Священный же Косма с сего времени начал обличать лукавство и непримиримую ненависть иудеев к христианам.

Так как удалось доказать, что все, в чем иудеи обвиняли святого пред пашой, было чистой выдумкой и явной клеветой, он снова пришел в Янину. Здесь он, во-первых, убедил христиан, чтобы день общего торга перенесли они с воскресенья на субботу, — это причинило иудеям колоссальные убытки. Во-вторых, он открыто называл иудеев врагами, готовыми чинить христианам всякое зло и во всякое время. В-третьих, запрещал христианам носить на головах своих длинные кисти, которыми торгуют иудеи. Он говорил, что богоубийцы оскверняют все, что продают христианам, и потому ничего не следует у них покупать.

Раздраженные этим, иудеи пошли к Курт-паше и дали ему огромную сумму денег (16), умоляя, чтобы тот лишил святого жизни. Паша, посоветовавшись со своим ходжой, решил умертвить Косму и продумал, как осуществить свой план. Святой имел обыкновение, прежде чем начать проповедовать в новом месте, брать сперва благословение у местного архиерея и его наместников; он посылал кого-либо из христиан и за дозволением к гражданским властям, после чего проповедовал уже беспрепятственно.

Так, придя в албанское селение Коликантаси, он взял дозволение у местного архиерея. Узнав, что главный правитель этой местности Курт-паша находится в селении Берати, отстоявшем на двенадцать часов пути, а ходжа этого паши живет неподалеку, он послал к последнему испросить дозволения и у него и начал учить. Однако же он искал случая самому увидеть ходжу и удостовериться в его расположении. Христиане долго удерживали Косму от подобного шага, говоря: ты никогда не делал этого прежде и не ходил сам к агарянским начальникам просить дозволения.

Но не смогли они удержать его. Сказав, что не изменит своего намерения, святой взял с собой четырех иноков и одного иерея, который мог бы служить переводчиком, и отправился к ходже. Ходжа, пойдя на обман, сказал, что у него есть письмо от Курт-паши, в котором приказано пригласить Косму к паше для собеседования, а между тем приказал взять святого под стражу и, пока тот не будет препровожден к паше, не дозволять ему уходить со двора. Благословенный учитель понял, что его намереваются убить.

Тотчас прославил и возблагодарил он Владыку Хри-ста, дарующего возможность увенчать свою апостольскую проповедь мученическим венцом. Обращаясь к своим спутникам, Косма говорил словами Писания: пройдохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой (Пс. 65,12), и всю ночь славословил Господа в псалмах, не скорбя о том, что должен лишиться жизни. На лице его сияла радость, будто он шел на веселье и ликование. На рассвете семеро агарян взяли его и посадили на коня под предлогом представить Курт-паше. Но когда через два часа пути подъехали к большой и полноводной реке, то объявили ему приказ Курт-паши предать его смерти.

Святой с радостью выслушал такой приговор и, преклонив колена, начал молиться Богу, прославляя Его за то, что Он дарует ему милость принести теперь в жертву Ему свою жизнь, чего всегда желала душа его. Совершив молитву, святой встал, крестным знамением осенил четыре стороны света и помолился о всех христианах. Мучители, посадив его у дерева, хотели связать ему руки, но святой сказал, что не будет сопротивляться, и сам крестообразно сложил руки, приклонив священную главу свою к дереву. Мучители обвязали его шею веревкой и задушили, а святая душа его тотчас воспарила на Небеса. Так святой Косма, это достолепное украшение мира, и как равноапостольный, и как священномученик сподобился принять от Господа сугубый венец на шестьдесят пятом году жизни.

Обнажив его святое тело, агаряне повлекли его к реке и с большим камнем на шее сбросили вниз. Узнал об этом, христиане вскоре пришли искать мощи святого — опускали в реку сети, употребляли и другие способы, но найти их не могли. Спустя три дня.благоговейный иерей по имени Марк из находившегося близ Коликантаси ардевуз-ского монастыря Введения Пресвятой Богородицы, оградившись крестным знамением, отправился на поиски на маленьком деревянном плоту. И вскоре — о чудо! — он увидел, что мощи плавают поверх воды и преподобный, как живой, стоит распрямившись. Марк немедленно приблизился к мощам, обнял святого и вынес из воды. Когда поднял он мощи, из медоточивых уст святого истекло в реку много кропи. Прикрыв мощи святого рясой, иерей перенес их в ардевузский Введенский монастырь и похоронил позади святого алтаря.

По кончине святого Курт-паша, глубоко раскаявшись в том, что был введен в заблуждение и ради суетной корысти умертвил человека невиновного и миролюбивого, велел отпустить монахов, сопровождавших святого, в ардевузский монастырь. Когда монахи пришли туда, они нашли мощи святого погребенными. Чтобы удостовериться в его страдальческой кончине, вместе с другими иереями и христианами откопали гроб и пришли к выводу, что он три дня был в реке, как Иона в китовом чреве, однако же не имел на себе никаких признаков тления; мощи его благоухали, так что казалось, будто святой всего лишь заснул. Благоговейно облобызав святые сии останки, иноки снова погребли их.

В это время там случилось проходить бесноватой женщине, из дальних мест следовавшей за святым еще при его жизни в надежде получить исцеление. Едва она увидела, что гроб святого открыт, – ее сильно потряс бес, и вскоре она совершенно исцелилась, славя Бога и святого. Один из турок, убивших святого, взял его камилавку и, возвращаясь к ходже, надел ее себе на голову в насмешку над святым. В ту же минуту он стал бесноватым, сбросил с себя все свои одежды, бегал и кричал, что он убил подвижника. Узнав об этом, паша велел ввергнуть его в узы, и там нечестивец в мучении испустил дух.

В селении Коликантаси, где святой говорил последнюю свою проповедь, он оставил по обычаю водруженный в землю деревянный крест. После его кончины христиане каждый день видели сиявший над ним Небесный свет. Посему в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня иерей и народ крестным ходом пришли туда и, взяв тот крест, поставили его позади алтаря, близ гроба святого, во всегдашнее напоминание о чуде.

Когда ученики святого, получив совершенную свободу от паши, открыли его мощи, некоторые из них взяли с собой их частицы и разнесли по разным местам. От тех святых мощей многие недужные получают исцеление. Особенно поразительный случай произошел на острове Наксос. Два ученика святого, придя туда, принесли с собой несколько волосков из его бороды. Женщина из Неохори (Нового селения), болевшая тяжелым, смертельным недугом, с благоговением взяла эти волоски и вдруг ощутила в себе сверхъестественную силу. Вскоре она получила совершенное здравие (17).

Молитвами святого Космы да сподобимся и мы Небесного Царствия! Аминь

Перевод с греческого Афанасия Зоитакиса

Пояснения:

1 Этолия – область в центральной, материковой Греции.

2. Афонская академия (Афониада) – учебное заведение при Ватопедском монастыре, в котором преподавались светские и духовные дисциплины. Афониада переживала тогда период расцвета.

3 Евгений (Вулгарис), епископ Екатеринославский и Херсонский (1775-1779) – выдающийся ученый, представитель традиционного направления греческой мысли, сторонник возрождения Византийской империи и объединения в ней всех балканских народов.

4 Ситуация на Балканах была очень тяжелой. Повсюду процветали варварство и безграмотность, отдельные районы были изолированы друг от друга. Во многих деревнях не было церквей и, как следствие, школ. К этому периоду относится волна массовой исламизации тысяч христиан, преимущественно в отдаленных и труднодоступных районах.

5 Патриарх Серафим хорошо знал трагическую обстановку, сложившуюся в материковой Греции. Вероятно, маршрут первого миссионерского путешествия Космы был разработан при участии патриарха, который с большим воодушевлением и одобрением отнесся к миссии, которую тот на себя возложил.

6 Святой Косма проповедовал в Болгарии, Сербии, Малой Азии, на Ионических и Эгейских островах. Особое внимание он уделял районам, над населением которых нависла угроза принятия ислама и отрыва от православной культурной традиции.

7 “Молва о Косме Этолийском распространилась по всей Греции, вызвала восторг и сильное желание во всех областях, – писал современник, – принять его и выслушать его “Поучения”. Так, выходили все вместе с женами и детьми, молодежь и старики”.

8 Тексты проповедей Космы были хорошо известны еще при жизни проповедника, а после его мученической кончины их распространение приобрело невиданные масштабы. Проповеди и письма святого Космы были нестолько популярны в народе, что зачитывались даже не службах в храмах.

9 Кресты, оставленные Космой Этолийским, долгое время сохранялись во многих селениях. Они часто обновлялись, и многие из них дошли до наших дней.

10 Местные власти запретили проповедь святого Космы.

11 Святой Косма основал несколько сот бесплатных школ. Его деятельность положила начало созданию новой образовательной системы и способствовала повсеместному распространению православной традиции. Косма заботился не только об открытии школ, но и об обеспечении их преподавательскими кадрами. Он назначал учителей, снабжал их деньгами и обеспечивал жильем, но самое главное – смог наладить подготовку новых преподавателей.

12 Святой Косма сделал одним из основных положений своей образовательной концепции ее нравственный характер, воспитывающий добродетель. Образование – именно то, что отличает человека от животного: “Если, брат, научишь своего сына грамоте, только тогда он становится человеком…” По замыслу святого, образование детей должно было проходить на двух уровнях – семьи и школы. При этом нравственное воспитание органически должно было сочетаться с научным и общественным.

13 Очень большие деньги по тем временам.

14 Как это делали мусульмане.

15 Более достоверно – пятьсот тысяч.

16 Враги настолько ненавидели святого Косму, что заплатили за его смерть колоссальную сумму – двадцать пять тысяч грошей (в переводе на нынешние деньги – почти полтора миллиона долларов).

17 И сейчас по молитвам св. Космы в Греции, Сербии и других странах совершаются тысячи чудес.

18 Необходимость образования как для бедных детей, так и для богатых – один из главных постулатов Космы Этолийского: “И вы, родители… позаботьтесь о том, чтобы ваши дети учились грамоте. Сделайте так, чтобы в вашем селении была школа, найдите учителя и платите ему, чтобы он обучал ваших детей, ведь вы совершаете большой грех, оставляя их неграмотными… Лучше пусть они будут бедными и грамотными, чем богатыми и неграмотными”.

Из книги “Будь верен до смерти. Судьбы Православия в Османской империи XV-XX вв.”


ДЛЯ КОММЕНТИРОВАНИЯ, ВЫ ДОЛЖНЫ [ВОЙТИ]