православные знакомства Светелка

Престол в алтаре

Престол в алтаре храмаЧаще всего святой престол устраивается так. На четырех деревянных столпах высотой примерно один метр кладется деревянная доска так, чтобы ее углы прочно ложились на столпы, вровень с ними. Величина доски может зависеть от величины алтаря. Обычно это квадрат со сторонами от 70 см до полутора метров.

d0bfd0bed0b4d0b3d0bed182d0bed0b2d0bad0b0-d0bfd180d0b5d181d182d0bed0bbd0b0-d0b2-d0b0d0bbd182d0b0d180d0b5-d185d180d0b0d0bcd0b0

подготовка Престола в алтаре храма

Если храм освящается архиереем, то между четырех столпов в середине под доской устанавливается пятый столп пониже других, высотой примерно сантиметров 20—25. На этом пятом столпе укрепляется ящичек с мощами святых.

Верхняя доска престола называется по-славянски “трапеза“. В тех местах, где она соединяется со столпами, трапеза заливается расплавленной смесью особого сложного состава, куда входят воск, толченый мрамор, алоэ, ладан и некоторые другие вещества.

Эти клейкие вещества нужны, чтобы прочно соединить верхнюю доску-трапезу со столпами престола. Наконец, престол скрепляется четырьмя гвоздями и омывается теплой освященной водой, красным вином с розовой водой, мажется святым Миром, а затем облачается в особые одежды (Миро — благовонное масло, освященное Патриархом. (см. “Таинство Миропомазания”)).

Нижняя одежда — срачица — простая белого цвета. Она означает плащаницу, которой было обернуто тело Спасителя перед тем, как после распятия и смерти Его положили во гроб (Лк. 23:50-56). Поверх нижней одежды престол оборачивается длинным шнуром, который называется вервие.Престол в алтаре храмаДлина его сорок метров. Если храм освящал архиерей, то престол опоясывается вервием крест накрест, образуя на каждой из сторон престола кресты. Если же епископ благословляет освящать храм священнику, то престол опоясывается на одном уровне в несколько рядов в верхней части. Это вервие напоминает о веревке, которой был связан Спаситель, когда Его привели на неправедный суд к первосвященникам иудейским.

Вервие означает также силу Божию, которая связывает и скрепляет весь мир, все творение Божие (Мф. 26:57-68).Престол в алтаре храмаМощи мучеников кладутся под престолом, потому что они уже сами святые и освящают все. Христиане имеют этот обычай с древности, когда службы совершали на могилах мучеников, превращая гробницу в престол. А потом и другие престолы стали освящать, помещая под ними частичку мощей. Это делается потому, что мученики — столпы, на которых держится Церковь, мученики — это прочное основание для нее.

Поверх срачицы престол облачается в верхнюю нарядную одежду, светлую и украшенную, обычно сшитую из парчи. Эта верхняя одежда означает великолепное царственное одеяние Сына Божия в славе Его. Так как верхней царственной одеждой престол покрывается поверх нижней, напоминающей о страшной смерти Спасителя, то это символизирует, что слава Иисуса Христа основана на Его страданиях, уничижении и смерти на кресте, на Его спасительной жертве за людей.индития для соборного храмаПоверх верхней одежды, которая называется индития, на престол кладется четырехугольный платилитон, в который заворачивается антиминс. Сверху на них кладется Евангелие. (Антиминс — изображение Христа во гробе, вышитое или напечатанное на ткани).

На престоле всегда находится Божественный крест Спасителя, на котором Он принес Себя в жертву за весь мир. Крест располагается справа от антиминса.

Однако не всегда престолы имеют такое устройство, как описано. В древности литургию служили на каменных гробницах мучеников, поэтому некоторые престолы в древних храмах каменные. Иногда престолы укрепляются не на четырех столпах, а на одном, что означает единство и единственность Бога.

Иногда деревянные престолы имеют боковые стенки, часто расписанные и украшенные окладами. В этих случаях престолы иногда не одеваются, потому что роспись и оклады уже оказываются одеждой.

Престол и все, что на нем находится, свято. Прикасаться к нему могут лишь люди, рукоположенные в священный сан, — епископы, священники или диаконы. Только священнослужители могут проходить перед престолом, между ним и Царскими Вратами, и то по необходимости, во время службы, а не когда им захочется. Остальные могут проходить только за престолом. (Рукоположение (по греч. хиротония) — Таинство возведения в священный сан).

В древности вокруг престола делались ступени, на которые священники и диаконы восходили, чтобы поцеловать престол или совершить какое-нибудь священнодействие.

В южной части алтаря устраиваются особые помещения для хранения священных сосудов — сосудохранительницы.

На престоле располагается также особый ящичек, в котором хранятся после освящения Святые Дары. Он называется ковчег. Сейчас ковчег располагается в дароносице или дарохранительнице, а раньше он устраивался отдельно и в нем хранились Святые Дары для больных. (Святые Дары — Тело Христово и Его кровь для причащения верных).

Перед дароносицей ставится лампада, дающая свет, как отблеск истинного Света.

Здание, в котором нет престола, не может называться Храмом, хотя и предназначено для молитвы. Таковы, например, часовни, в которых не совершается литургия, а только молитвы и некоторые богослужения.


ДЛЯ КОММЕНТИРОВАНИЯ, ВЫ ДОЛЖНЫ [ВОЙТИ]