православные знакомства Светелка

Поездка к старцу отцу иеросхимонаху Досифею

иеросхимонах

Выехали мы рано, в пять утра, нужно было успеть на Литургию. Среди паломников я -единственный мужчина, остальные – «белые платочки». Без искушений в таких поездках не обходится, в машине сломались стеклоочистители, и из-за плохой видимости мы пропустили поворот и проехали лишних километров тридцать. Пришлось возвращаться обратно, но на службу, несмотря на это, по милости Божией, успели.

Когда мы были в пути, меня не покидало ощущение иллюзорности этого мира и осознание того, что правда – в Едином Боге. Ловил себя на чувстве внутренней радости, что скоро вновь увижу этого схимника и смогу укрепиться в правде Божией и приобщиться драгоценному опыту неложной православной аскетической жизни. Мы ехали в монашескую обитель, где молитва не прекращается ни днем, ни ночью.

И вот мы подъезжаем… Внешний облик монастыря, домиков, в которых живут монахи, послушники, трудники – весьма скромный. Здесь нет огромных золоченых куполов, сверкающих храмов и часовен, не бывает любопытных туристов и важных чиновников. С виду это самое обычное село с храмом, осевшее и поредевшее, как и многие деревни и села за последние двадцать лет в России. Но когда приезжаешь сюда, приходит какое-то необычное чувство внутреннего спокойствия и тишины, сопровождаемое напряжением духовных сил и усилением внимания к своей душе. иеросхимонах

Вскоре, выйдя из утреннего полумрака сельской улицы, где расположена обитель, мы оказались в храме. В храме уже звучали молитвы перед исповедью. И практически у самого входа нас встретил иеросхимонах Досифей. В очередной раз меня поразила его скорая, будто летающая, походка, которая вовсе была не характерна для человека, давно разменявшего девятый десяток. И в этом было явное чудо Божие, тем более я знаю его историю, знаю то, что более тридцати лет назад он заболел раком и вместо того, чтобы отойти в Вечность, совершенно исцелился Божией милостью и до сих пор окормляет сотни верующих.

Батюшка некоторое время беседовал с приехавшими со мной паломницами, потом благословил всех поспешить для подготовки к исповеди. Молился он очень сосредоточенно, из глубины души, и все исповедники стояли со страхом Божиим, стараясь уловить каждое слово. После молитвы отец Досифей, обратившись к нам, сказал проповедь, улавливая взгляды, явно пытаясь направить нас на раскаяние, освобождение от грехов, уврачевать наболевшие духовные язвы. Его взгляд был очень добрым, пронзительно глубоким и чутким, словно он все видел и знал о нас, знал наши немощи и очень хотел нам помочь избавиться от них.

Проповедь была простая, без богословских «силлогизмов». И в ней отец Досифей не раз замечал, что у него всего пять классов образования, но это не помешало ему осознать тяжесть греха и вступить в борьбу с ним, с помощью Божией. Во всем его облике были простота, любовь и сострадание к людям. Видно было, что он – молитвенник, отдавший себя на служение ближним, которых Господь приводит к нему с различными нуждами.

Начал проповедь батюшка с того, что не надо осуждать священство, особенно когда священник служит. Мне запомнились его слова: «Когда священник в облачении, он – Божий служитель, можно сказать, что он безгрешен. Ни в коем случае нельзя осуждать служащего священника и вообще – лучше не осуждать!»

Далее, видимо потому, что большая часть исповедников были женщины, отец Досифей долго говорил об абортах и тяжких для души последствиях греха детоубийства. Также батюшка сказал, что женщинам, да и мужчинам, нельзя пить крепкие напитки, он указывал на важность соблюдения внешнего приличия и на непозволительность ношения женщинами брюк, вплоть до отлучения от Церкви. Несоответствующий церковным традициям внешний вид показывает внутреннее богоотступление и безнравственность, и если удобно ходить по Земле, показывая перед Богом свою «независимость», то в Царствие Божие войти с такими «удобствами» невозможно. И дело не в брюках и не в иных современных «причудах», а в безпечности по отношению к вере отцов, данной нам для спасения самим Господом нашим Иисусом Христом.

Затронул отец Досифей и очень серьезную проблему апокалиптического начертания, избавиться от которого после принятия, по словам старца, будет невозможно: «Поставят начертание на руку – все, хоть руби ее, начертание в другом месте на теле, на другой руке проявится». И нынешняя система с удостоверяющими документами, идентифицирующими системами и штрихкодами прямой дорогой ведет к этому самому начертанию, поэтому лучше не принимать ее атрибуты. Сам батюшка когда-то по благословению архимандрита Кирилла (Павлова) получил советский паспорт, чем и ограничился, российские документы, с Божией помощью, он не принял. «Нас ждут трудности, – сказал старец. – Избави Бог принимать электронные паспорта. Брать нельзя, запомните! Будут забирать как в XX веке, тогда все духовенство пересажали. Но не бойтесь, кто много перетерпит, тот много и получит. Надо жить с Богом, с молитвой: “Всякое дыхание да хвалит Господа”».

Эти слова из его уст звучали очень убедительно. Очевидно, Господь дал ему понять и прочувствовать внутренне, духовно смысл сказанного, и отец Досифей с любовью предостерег нас от возможных искушений и в то же время утешил напоминаниями о всемогуществе Божием и Его всемилостивом заступничестве. «Вот меня, – сказал о. Досифей, – хотел Владыка перевести, а получается так, что его самого переводят. А я так и служу, Божией милостью, ежедневно на одном месте, почти сорок лет. Ни один волос без воли Божией не упадет с главы человеческой, надо только верить и жить по Евангелию – молитвой и постом».

В заключение подготовительной исповеди, которую целиком по памяти, к сожалению, я воспроизвести не смогу, отец Досифей посоветовал нам почаще причащаться. Конечно, конкретных указаний здесь быть не может, но он поделился своим опытом и сказал, что мирским он обычно разрешает причащаться не чаще одного раза в неделю, иногда два дня подряд, очень редко – три.

Наконец, проповедь была завершена, и мы все по очереди начали подходить на исповедь. Исповедовал батюшка каждого подолгу: некоторые не менее часа предстояли перед Богом на коленях рядом со старцем, пока не получали разрешение от грехов.

Я знаю, что отец Досифей, как бы забывая, может переспросить имя несколько раз или задать один и тот же вопрос касательно исповеди. Но на самом деле в эти драгоценные секунды вспоминаешь еще какие-то забытые грехи или получаешь должный совет для духовной борьбы. А духовная память у старца отменная, в этом я неоднократно убеждался.

После причастия нас благословили на трапезу, я не впервые приезжаю в эту обитель и каждый раз отмечаю, что принимают здесь с любовью и вниманием. В этот раз нас также накормили сытным обедом, после которого мы отправились в обратный путь и уже в сумерках добрались до родного города. Эта поездка помогла мне соприкоснуться с драгоценным благодатным опытом, сосуды которого еще есть на Святой Руси и будут до скончания века. Аминь.

Василий Рябинин

Поездка состоялась 22 декабря 2011 года


ДЛЯ КОММЕНТИРОВАНИЯ, ВЫ ДОЛЖНЫ [ВОЙТИ]