православные знакомства Светелка

Об архимандрите Гаврииле Ургебадзе из Грузии (Ургебадзе Годердзи Васильевич)

Гавриил УргебадзеНедалеко от Светицховели находится Самтаврийский женский монастырь св. Нины. Здесь покоятся св. царь Мириан и св. царица Нана, принявшие вместе со всей Грузией христианство в 324 г., как установили последние исследования.

Побывав в Самтавро, невозможно не заметить постоянного движения у могилы о. Гавриила. Время от времени подходят к ней новые и новые группки людей. Многие снимают с себя нательные кресты и кладут на цветущую могилу – таким образом получают благословение от того, кто здесь покоится.

Послушание м. Параскевы — находиться около могилы о. Гавриила. Она переливает масло из горящей лампады в бутылки и пузырьки и отвечает на вопросы о чудесах. О явлениях прозорливости, о предсказаниях старца, свидетелями которых были насельницы монастыря. Большая часть этих рассказов вошла в книгу об о. Гаврииле «Диадема старца», другая еще ждет публикаций… Гавриил Ургебадзе

Отец Гавриил, в миру Ургебадзе Годердзи Васильевич родился 26 авг., 1929 года в Тбилиси в семье убежденного коммуниста. Отец его рано скончался. Мать, ставшая в последствии монахиней Анной, скончалась 26 апр., 2000 г. Она похоронена там же, где ее сын, старец Гавриил — во дворе монастыря.

Если его отец в своей недолгой жизни успел разрушить храм, то его сын посвятил всю жизнь служению Церкви.

Избранный от чрева матери, ребенок не мыслил себе жизни без Бога. Соседи, помнившие его с детского сада, вспоминали, что по каким-то дням он вообще не прикасался к еде. Любимым его занятием в детстве было строительство церквей из спичек.

В 12 лет, несмотря на атеистическое воспитание, он прекрасно знал Евангелие.

Вернувшись из армии в 50-х годах, Годердзи построил в своем дворе церковь с 4-мя куполами. Ее не раз разрушали официальные власти. Но она, сильно переделанная, стоит до сих пор. Эта церковь была обставлена иконами, которые ее строитель находил на свалках. За такой образ во времена воинствующего атеизма того, кого в последствии называли «любовью 20-го века», считали душевнобольным. Гавриил Ургебадзе

В 1955 г., Годердзи принял монашество с именем Гавриил.

1 мая 1965 г., о. Гавриил на майской демонстрации поджег огромный портрет Ленина и был арестован КГБ за «антисоветскую деятельность.»

На допросе о. Гавриил сказал: «Я это сделал, потому что нельзя боготворить человека. Там, на месте портрета Ленина, должно висеть Распятие Христа. Зачем вы пишете: «Слава Ленину», когда такая слава не нужна человеку? Надо писать: «Слава Господу Иисусу Христу».

После этих слов его перевели в психиатрическую больницу на экспертизу. Поставили диагноз: «психопатическая личность со склонностью к возникновению шизофренно-подобных состояний».

Именно этот «диагноз» спас о. Гавриила от расстрела. Господь сохранил Своего избранника, чтобы не оставить грузинский народ без назидания. архимандрит Гавриил Ургебадзе

О. Гавриил терпел от безбожников много поношений, но никогда не осуждал даже тех, кто страшно избил его после поджога портрета Ленина.

«О. Гавриил категорически запрещал нам кого-либо осуждать, — пишет игуменья Самтаврийского монастыря Кетевань (Копалиани), — и так говорил:

«Если увидишь убийцу, или блудницу, или пьяницу, валяющегося на земле, не осуждай никого, потому что Бог отпустил его повод, а твой повод держит в руках. Если твой тоже отпустит, ты окажешься в худшем положении: можешь впасть в тот грех, в котором осуждаешь другого и погибнуть».

Старец скрывал свои духовные дарования под юродством, но окружающие чувствовали в нем благодать и прислушивались к его советам.

О. Гавриил отошел ко Господу 2 ноября 1995 г.

С тех пор начали в монастыре собирать воспоминания о старце, рассказы о разных периодах его жизни.

Вот некоторые из них. архимандрит Гавриил Ургебадзе

Монахиня Пелагея (Ксоврели), знавшая о. Гавриила с детства, рассказывает:

«… В 12 лет было ему видение: «Отец твой разрушил церковь. Ты иди и расчищай развалины церкви св. Георгия.» И он тут же пошел исполнять сказанное.

Однажды, когда он вытаскивал глыбы и складывал их в углу, прошел мой дядя… попытался ему помочь и не смог. Настолько они были тяжелые».

Всем рассказчикам о. Гавриил запомнился именно своей нестандартностью в поведении.

М. Кетевань (Копалиани), кому о. Гавриил очень образно предсказал ее игуменство заранее, вспоминает:» Я впервые увидела о. Гавриила 20 лет назад на проспекте Руставели. Он, подняв руки, громким голосом взывал: «Грузины, опомнитесь, просыпайтесь! Грузия погибает! Могила св. Шушаник — в запустении! Метехский храм превратили в театр!» Юродивый монах громко плакал и скорбел о своем народе. Прохожие с интересом останавливались, некоторые слушали, некоторые скептически улыбались…»

М. Елизавета (Зедгенидзе) приводит другой пример. По дороге в монастырь Джвари о. Гавриил благословил ее купить водку, спрятал бутылку в мантии и направился к храму. Затем вытащил ее, пригубил и напоил всех присутствующих. Но водка на вкус была как вода. «Потом сказал мне удовлетворенно: «Смотри, нас никто не осудил, они все спасутся!»

Он ясно видел прошлое и будущее каждого человека.

М. Параскева (Ростиашвили) описывает, что как-то был о. Гавриил в гостях у одной семьи. Пришел туда молодой парень. Монах взглянул на него и сказал: «Тебя ждет большое несчастье. Иди, благословлю тебя и оно пройдет мимо». Парень подошел под благословение. … Через какое-то время кто-то выстрелил в него, но пуля только несколько волос ему подрезала.

Она же вспоминает: «Один монах спросил старца Гавриила, что такое пост. «Сейчас объясню», — ответил он и рассказал монаху о всех грехах, им совершенных. От стыда монах не знал, что и делать. Упав на колени, он плакал. А старец сказал: «А теперь иди и ешь обед». — «Нет, отче, спасибо, я не хочу», — ответил монах. «Вот это и есть пост, когда помнишь о своих грехах, каешься и уже не думаешь о еде». — был ответ.

Как-то в келью к о. Гавриилу пришла супружеская пара, жена была беременна. Старец говорил им, что ребенок все понимает и еще в утробе матери его надо учить Слову Божию. Муж удивился: «Я не слышу как за стеной говорят. А что может услышать ребенок в утробе матери?» Старец повернулся к женщине: «Малыш, ты слышишь меня?»

Плод с такой силой стал двигаться, что женщине стало тяжело стоять и она села.

Однажды приехал с Афона гость и пришел к о. Гавриилу. Старец протянул ему икону его Ангела-Хранителя. Гость поклонился и попросил: «Переходи к нам, ни в чем не будешь иметь недостатка.!» О. Гавриил ответил: «Я мою Грузию на Афон не поменяю». Гость был настоятелем одного из Афонских монастырей.

Причина такого выбора была в следующем: О борьбе святых пророков Еноха и Илии с антихристом будут передавать по телевизору. — писал старец. — Когда соберется Иверская икона Богородицы покидать Афон, начнется звон колоколов, церкви видимым образом поклонятся, чтобы проводить ее. Все это будет по телевизору. Это милость Божия, чтобы весь мир увидел и люди, хотящие спастись, приедут в Грузию.

… Антихрист здесь не воцарится. По сравнению с другими местами будет и здесь малое гонение. В Евангелие написано, везде будет гонение и горе тому, кто изменит Евангелие. Придет время, будет уход людей в горы. Но в одиночку не идите… Уходите в леса и горы малыми группами. Для христиан самым большим мучением будет то, что сами уйдут в леса, а их близкие примут печать антихриста.

Продукты, на которых ставят печать антихриста, не могут причинить вам вреда. Это еще не печать. Надо произнести молитву «Отче наш», перекрестить, окропить святой водой — и так освятится всякая пища.

Старец говорил: «Выше всех канонов и уставов — любовь». Поэтому ей в книге отведено особое место.

… Если ненавидишь хотя бы одного человека — в его образе ненавидишь самого Христа и далек ты от Царствия Небесного.

… Надо любить всех. Но если не можешь, хотя бы жалей всем добра.

… В последние времена людей спасет любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата Рая, смирение введет туда, а Любовь покажет Бога.

Можно ли сказать лучше?

О. Гавриил еще не канонизирован. О себе он писал: «Сперва до меня должны канонизировать о. Георгия (Мхеидзе). Он великий святой». Это предсказание о его духовнике исполнилось в 2003 году на Руис-Урбнисском соборе.

Вот что отвечает на вопрос о причислении к лику святых о. Гавриила м. Параскева в своем интервью журналу «Дедаэклесия» №8, 2005 г.

«… Господь дал о. Гавриилу благодать последних времен. Он был избран Богом…

В конце жизни он очень тяжело болел. У него 12 раз выкачивали жидкость из брюшной полости. Врач делал это в примитивных условиях в его же келье. Обычный человек не выдерживает эту процедуру более 2–3 раз. Падает давление и наступает летальный исход. Однажды о. Гавриил сидел перед своей кельей, молился и из него в это время выкачивали жидкость. В этот момент пришли французы осматривать церковь. Увидели эту картину, чуть с ума не сошли. «Можно, мы снимем это?» — спрашивали они, но о. Гавриил, постеснявшись, отказался. Все происходившее можно было объяснить только Божьей благодатью».

Приезжайте во Мцхета, посетите святыни Грузии — не пожалеете.

———————8<————————

Каждый из нас со школьных лет помнит строки…

«…Там, где, сливаяся шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь…»

Таким увидел Лермонтов Мцхета. Здесь он услышал рассказы старого монаха, которого ребенком вывезли из Чечни и оставили в монастыре на послушании. Под впечатлением всего услышанного в русской литературе появилась поэма с грузинским названием «Мцыри».

Что нового может увидеть во Мцхета сегодня любой турист, кроме того, что увидел поэт в 19 веке?

Из Тбилиси с Боржомского вокзала, каждые полчаса идет электричка во Мцхета — маленький тихий городок.

Когда приезжаешь из шумного, загазованного Тбилиси в тихий, уютный Мцхета, кажется, что попадаешь в другой мир.

Прямо с небольшого перрона открывается прекрасный вид: с одной стороны лесистые горы, с другой стороны панорама древней столицы Грузии с возвышающимся собором Светисцховели (Животворящий столп). Он же, собор 12-ти апостолов. В основании его покоится Хитон Господень. Благодаря этой святыне Мцхета называют «вторым Иерусалимом».

Светицховели — Патриарший собор, построенный в 1010–29 гг. зодчим Арсукисдзе на месте первой в Грузии христианской церкви 4 века. Сцетицховели подвергался разрушениям и был основательно реконструирован в 15–17 веках.

Священное Предание Грузинской Православной Церкви свидетельствует, что раввин Элиоз (1-й век) выкупил у воинов, присвоивших себе Нешвейный Хитон Господень, и прибыв в Мцхет, вручил его своей сестре Сидонии. Сидония, взяв в руки эту Святыню, скончалась на месте. Хитон не могли высвободить из ее объятий, и так она была похоронена вместе с ним. На могиле Сидонии выросло большое дерево, которое стало священным для жителей Мцхета, ему поклонялись как неведомому божеству.

Равноапостольная Нина, принеся Благую Весть в Мцхета, провидя особую благодатность сего Древа, упросила царя Мириана срубить это дерево, сделать из него четыре креста и установить эти кресты на вершинах гор по четырем сторонам тогдашнего грузинского государства.

Когда Древо было чудесным образом спилено и уложено на землю, то из оставшегося пня стало источаться целебное благодатное миро, которое истекало до 17 века, до нашествия Шаха Абасса.

Чудоточащий Пень благодатного Древа стал называться ЖИВОТВОРЯЩИЙ СТОЛП, по грузински СВЕТИЦХОВЕЛИ.

Над Столпом была построена первая в Грузии церковь в честь Двенадцати Апостолов Христовых, которая в 11 веке была перестроена в этот величественный Собор. Кафедральный собор Двенадцати Апостолов, Мцхета

Кафедральный собор Двенадцати Апостолов, МцхетаКафедральный собор Двенадцати Апостолов, МцхетаТаким образом, главный собор Грузинской Церкви стоит на месте захоронения Хитона Господня, который до сих пор находится в этом святом месте.

Все главные церковные события Грузинской Церкви, в частности Интронизация Католикоса-Патриарха, происходят именно в этом Соборе.

Удивительное совпадение — Церковное празднование Животворящего Столпа приходится на русский праздник Покрова Пресвятой Богородицы, — 1 ноября по старому стилю.


ДЛЯ КОММЕНТИРОВАНИЯ, ВЫ ДОЛЖНЫ [ВОЙТИ]