православные знакомства Светелка

Как бороться с похотью и блудной страстью?

блуд и похотьНе позволяй глазам своим блуждать туда и сюда, и не всматривайся в чужую красоту, чтоб с помощью глаз твоих не низложил тебя противник твой. Укоризна монаху – блуждающее око. Блуждающее око причиняет много скорбей тому, кто следует за ним. Если не воздержишься от скитания очей, то не проложишь прямых стезей целомудрия.

Если возлюбишь воздержание, то обуздаешь демона блуда. Кто питает плоть тела своего, тот питает злые похоти, и срамные помыслы не оскудеют у него. Кто обуздывает очи свои, тот сделается легким; а у кого взор блуждает, тот соберет на себя бремя. Ибо сказано: волнение похоти развращает ум незлобивый (Прем.4:12).

Если по увлечению дашь глазам волю смотреть на суету, то скорее останови, их, чтоб не впасть в срамоту плотоугодия.

При распалении плоти не касайся тела, чтоб не произвести сильнейшего распаления. Будь внимательный к себе, монах, будь внимателен, встречаясь с женщинами. Бегаешь змеи, угрызающей тело, паче бегай женщины, которая угрызает душу.  Кто занимается красотою женщины, тот в душе своей насаждает пожелание красоты ее, а кто замедляет у дверей дома ее, тот уподобляется идущему по льду; потому что недалеко от него поползновение. Что два борца, то монах в обществе с женщиною. Но трезвенный соберет корысти, а сам не будет окраден. мир блуда и похоти

Не склоняй слуха своего к речам срамным, чтоб не осквернился ум твой. Якоже бо сим очима (Прит.25:20), так и срамное слово вредно душе.

Если беспокоит тебя дух блуда, запрети ему, говоря: “Господь да потребит тебя, исполненный зловония, бес нечистоты”. Ибо знаем сказавшего: мудрование плотское вражда на Бога (Рим.8:7).

Всякий, кто любить чистоту и целомудрие, делается храмом Божиим. Кто храм Божий растлит, растлит сего Бог (1Кор. 3:1-7), говорит Божественное Писание. Как псу, усильно протився демону блуда; никак не соглашайся увлечься таким помыслом; потому что от искры много бывает угольев, и от худой мысли умножатся худые пожелания. Старайся истреблять воспоминание о них паче зловония тинного. Как благоухание веселит обоняние, так и Дух Святый увеселяется чистотою и обитает в человеке. Как свинье приятно валяться в грязи, так и бесы находят для себя приятность в блуде и нечистоте.

В чистоте обитает великий свет, и радость, и мир, и терпение; а в блуде обитают печаль, уныние, ненасытный сон и густая тьма. Возлюби, монах, чистоту в любви Христовой; она также, прилична житию твоему, как плотнику прилично иметь скобель.

Один монах, терпя от блуда, запрещал бесу, говоря: “иди во тьму, сатана! разве не знаешь, что хотя и не достоин я, однако ношу члены Христовы”? И тотчас мгновенно прекращалось распаление (как будто кто, дунув, погашает светильник); почему он сам в себе дивился этому, и прославлял Господа.

Для чего с такою небоязненностью любишь наряжаться? Послушай, что говорит Апостол: похотей юных бегай (2Тим.2:22), Разве не знаешь, с каким врагом борешься? Разве не знаешь, как тяжко быть сетью для другой души? Как не размыслишь, какую гнилость и какое тление наследуют делающие подобные дела? Желательно мне сделать тебе известным, что если внешний человек и наряден, но жилище души осквернено; то красота его не замедлит повредиться. А если приобретешь душевную красоту, то из этой красоты, и из этого света излиется нечто и на внешнего человека, и такая красота бывает постоянна!

Кто украшает одежды свои и наполняет чрево свое, тот потерпит много браней; а трезвенный страшен противникам.

Если во время работы потревожит тебя дух блуда, не обленись простереть руки свои на молитву, и молитва веры противостанет за тебя. Подавляй в себе похоть, пока она не подавила тебя; потому что покоряющихся ей приводит она во дно адово.

Люби мир и святыню (чистоту), чтоб сподобиться узреть лицо Господа Бога. Удерживайся, брат, от шуток, чтоб не сделали они тебя бесстыдным; бесстыдство же есть матерь непотребства. Не ходи в келлию к упивающимся, чтоб не погубить тебе внезапно богатства целомудрия.

При воспламенении в теле похоти, приводи себе на мысль неугасимый огнь и нескончаемого червя, и тотчас угаснет разжжение членов; иначе, расслабев, будешь побежден и станешь раскаиваться, и обымет тебя огонь скорбью раскаяния, и привыкнешь грешить, хотя будешь раскаиваться. блуд и похоть Вначале постарайся быть строгим ко всякому движению пожелания сего, чтоб не преодолеваться им, и не привыкнешь уступать над собою победу в брани. Ибо привычка – вторая природа.

Привычка к послаблению никогда не даст тебе приобресть строгость. Она всегда созидает и разоряет, грешит и раскаивается. Если привыкнешь расслабевать, когда нападают на тебя, то надписью в рукописании твоем в век века будет: раскаяние. Кто привык уступать над собою победу пожеланию, того всегда обличает совесть его; он во, всякое время печален, и хотя при других показывает веселое лицо, но внутренне уныл по причине обличения совести своей. Ибо обыкновенное достояние похоти – сообщать мучительную печаль исполняющим ее.

Поэтому внимай всею душою твоею, всегда имея в себе Бога. Будь внимателен к себе самому, и старайся до смерти соблюсти себя чистым, чтоб с дерзновением и радостью встретить тебе бессмертного Жениха. Чти девство; и оно введет тебя в небесный чертог. Посему сказал Апостол: обручих вас единому мужу, деву чисту, представити Христови (2Кор.11:2).

Охраняй тело от греха, чтоб не солгать пред Создателем; потому что принесли мы себя в дар Господу, и не имеем уже власти над телом своим, и не можем взять дара назад, по собственной свей воле.

Если кто, дав обет Богу, принес дар Господу, и иерей, взял дар, положил оный в храме, то хотя бы принесший дар сей и раскаялся после, не имеет уже он власти взять дар назад по принесении оного Господу; а если вознамерится похитить оный тайно, то не будет свободен от обвинения, как взявший свою собственность, но понесет наказание как святотатец. Подобно сему и посвятившие души свои Богу не имеют уже власти над собственным своим телом.

Берегись худого совета. Ибо бывает, что отпадшие от добродетели усиливаются запнуть и других, чтоб не одним валяться в непотребной жизни. Говорят они с приятностью, чтоб послушных им, отвлекши от целомудрия, погрузить в грехи. Сами подвергшись падению, не только не хотят они восстать, но и другим намеренно бывают в соблазн, – на падение и растление. И диавол пользуется ими, как приманкою на уде. Гроб отверст гортань их, преданных в стрости безчестия (Рим.3:13; 1:26). Берегись их, чтоб они не сожгли тебя мягкими речам своими.

О том, чтоб не упиваться вином и не проводить времени с женщинами, излишне и говорить; так как всякий сам ясно видит, сколько чуждо это добродетели, И не в этом только одном необходимом беречься устремления бесов, но и с мужчинами не должно вести разговоров изнеженных, могущих возбудить похотную сласть, и повлечь душу в погибель. – От свидания с женщинами отказываемся мы не потому, чтоб почитали женщин лукавыми, но потому, что чрез свидание и беседу с женщинами врагу легко нас низложить и довести до преступления заповеди Божией.

Нам же надобно отвсюду беречься приражения лукавых духов, возлагая надежду на всеоружие и силу Святого Духа. Кто запирает от врага одну дверь, а две отворяет ему, и думает о себе, что он в безопасности, тот обманывается. Нет; отовсюду необходимо себя обезопасить, и не давать предлога ищущему предлогов.

Если восстанет в тебе плотская брань, не бойся и не падай духом. Этим придашь против себя смелости врагу, и он начнет всевать в тебя соблазнительные мысли, внушая: “не возможно прекратиться в тебе разжжению, если не удовлетворишь своей похоти”. зверь блуда и похоти Но терпи пот ради Господа, с плачем излей молитву свою пред благостью Его, и Он услышит тебя и, возведет тебя от рова страстей, т.е. нечистых помыслов и от брения тины, т.е. срамных мечтаний, и поставит нозе твои на камени святыни (чистоты) (Пс.39:1-3), и узришь пришедшую к тебе от Него помощь, Терпи только, не расслабевай помыслом, не приходи в изнеможение, вычерпывая воду из ладьи: потому что пристань жизни близко. Еще глаголющу ти, речет: се приидох (Ис.58:9).

Но Он выжидает, чтоб увидеть подвиг твой, точно ли даже до смерти готов ты противоборствовать греху. Итак не малодушествуй; Бог не оставит тебя. Он взирает на твой подвиг; смотрят на оный и лики Св. Ангелов, и толпа бесов. Ангелы готовы подать венец победителю; а бесы – покрыть стыдом побежденного. Будь же внимателен. Не опечаль своих (Ангелов), и не обрадуй чужих (бесов).

Не то беда, что борют нас страсти, и мы должны бороться с ними; но то бедственно, если поблажив себе, падем пред сопротивниками. Противостой же палящей тебя похоти, чтоб избежать никогда неугасающего пламени. Если раз победит тебя страсть, то не отступит, но еще более будет нападать на тебя. Будь же внимателен к себе, чтоб не лишиться тебе славы Лица Божия.

Смотри не будь уловлен кратковременно сластью, чтоб не лишиться вечной жизни. Призван ты быть купцом; вполне трезвись, чтоб не потерять тебе жемчужины, чтоб враг не похитил твоего сокровища, и не потопил корабля твоего с грузом, и чтоб не возвратиться тебе домой ни с чем. Враг, зная, какую славу приобретают себе у Бога хранящие себя от скверн плоти, сильно борет его помыслами, желая опутать ими человека, чтоб, увлекшись ими, не получил он будущей славы. И если найдет душу, отвергающую непотребные помыслы, то не часто нападает на нее, но и не вовсе отступает от нее.

Скорее же идет туда, где, как только толкнет, тотчас отворяют ему; и оскверняет тело и душу самыми нечистыми пожеланиями у не сопротивляющегося ему; наконец, будто добрый совет, внушает ему такую мысль: “лучше тебе идти в мир, и взять сожительницу, нежели таким образом сокрушать плоть свою”. Но ничто подобное не приближается к трезвенному. Посему будь внимателен к себе, чтоб ничто подобное не постигло тебя.

***

Убежищем от сладострастия служит, – во-первых, часто и трезвенно молиться, а потому представлять владычество уму и чистой мысли, не произносить бесчинных слов, несообразных с благоговейным устроением духа, в той уверенности, что Господь есть непогрешительный Судия. Внимательность ума и ожидания суда уничтожит внутреннее щекотание и иссушит усиливающуюся похоть; и в таковой душе произойдет тишина (улягутся похотливые движения).

Когда ложишься спать, не подстилай под себя сверх потребности; потому что нега естественным образом может распалить тело твое и сильно разжечь угль сладострастия. Блажен, кто блюдет тело свое во святыню Спасителю, и не постыдил души своей делами чуждыми, но пребыл благоугодным Господу. Блажен, кто возненавидел дела гнусные и постыдные, и принес себя самого в жертву живую благоугодную Господу.

Вредно монаху разделять общество с женщиной. А к девственнице вовсе не приближайся, ежели только есть еще в тебе мысль о плотском. Монах, который вместе с женщинами проводит время за вином, ничем не рознится от кидающегося в огонь. Бегай встречи с ними, как серна бежит от тенет.

Не должно монаху с особенною тщательностью мыть тело или ноги. Как сластолюбцы в изяществе тела и одежды ищут себе удовольствий, так подвижник благочестия противоположным сему ополчается на сопротивников.

Брань, возбужденная рассеянным оком, и в присутствии и в отсутствии предмета разжигает душу похотью. Даже и во сне представляет предмет сердцу; потому что бесы живописуют искусственную вещь в мысли, и занимают ум, возобновляя образ искусственного предмета, виденного прежде очами человека. Сего-то ради молится Пророк: отврати очи мои, еже не видети суеты.

Когда бес начнет начертывать в тебе искусительный предмет, и напишет в уме твоем красоту женщины, некогда виденной тобою, введи внутрь страх Божий, и вспомни о спящих во грехах, – помысли о дне исхода своего, когда душа твоя будет разлучаться с телом, – представь тот страшный и в трепет приводящий глас, который услышат нерадевшие о правде, и не соблюдшие заповедей Христовых: отъидите от Мене проклятии в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф.2:41), – представь и червя неусыпающего и муку нескончаемую.

О сем помышляй и припоминай, – и рассеется в мысли твоей вожделение наслаждения, как тает воск от лица огня; ибо бесы и мгновения не могут постоять против страха Божия. Если придет нужда дойти до селения, то не развлекай себя беседой с женщинами, иначе душа твоя увлечена будет подобно, поглотившему уду. Трезвись тогда паче: потому что падение от тебя недалеко. Если будешь внимать себе, будешь как в пристани. В благоговении и страхе Божием борись с искушением.

Бесстыдство – матерь блуда. Женщины, если увидят, что обходишься с ними вольно и говоришь о пустом, то, побудив еще к худшему, доведут тебя до падения. Но смотри и за тем, чтоб другие под видом сокрушения и благоговения не расслабили ума твоего речами своими. Некто из Святых сказал: длят они речи, покушаясь преклонить тебя на страсть.

Если приметишь, что какой-нибудь помысл влечет тебя на свидание с отроком или красивою женщиною, то знай, что приближаешься к вражиим сетям. Если и по вразумлении (не делать этого), не оставляешь своего намерения, то знай, что ты уже опутан сетями, и нелегко тебе преодолеть сластолюбие. Скажешь ли: “я не терплю от сего вреда”. Но возможно ли ходить по угольям горячим и не обжечь ног.

Если хочешь быть целомудренным, храни воздержание, и прерви вредные свидания. В какой мере приближается человек к тому, что производит соблазн, в такой мере невозможно сердцу его пребыть без смятения помыслов и воспламенения лукавых пожеланий; потому что видимое лицо и речи возбуждают его к страсти.

Как губка, поднесенная к чему-нибудь влажному, раздувается и вбирает в себя влагу, так и человек, нетвердый помыслом, если сближается или долго беседует с рассуждающими по плотски, вбирает в себя вред; посему, упившись сим, и без вина делается опьяневшим, и от того самого, что наполнен уже вредным, не принимает духовного слова.

Желающему исправиться и утвердиться в чистоте, надобно крепко взяться за целомудренный помысл, плоть изнурять добрыми трудами и непрестанным памятованием о Боге, очистить мысль от всего худого и срамного. Чрез сие ум наш исполняется благодатью; обитающая же в уме и обладающая им благодать Божия заграждает злокозненным врагам доступ к нему, когда они покушаются войти.

Корень похоти бесстыден. Если посекаешь его каждый день, то он прозябает каждый час. Вырви совсем корень похоти из сердца своего, чтоб не прозябла и не вырастала она ежечасно. Если тысячу раз посечешь ее, она двукратно большее число раз будет отрождаться, – пока совершенно не вырвешь ее корня.

Будь внимателен к себе, чтоб вместо Святого и Пречистого Владыки не ввести тебе в храм скверного врага, и чтоб не был растлен храм твой бесстыдством сего врага, ненавистника добру. Он бесстыден и упрям в своем намерении, многократно выгоняешь его вон с упрёком, но он бесстыдно усиливается войти. Если введешь его в храм свой, Бог оставит тебя. И храм твой преисполнится всякой нечистоты, зловония и мрака (Добротолюбие том 2)


ДЛЯ КОММЕНТИРОВАНИЯ, ВЫ ДОЛЖНЫ [ВОЙТИ]